Копривщица – по улицам городка.

Добрый день! Мы продолжаем ходить по мощеным улочкам Копривщицы. В этот раз окунёмся в историю города.

Точных данных о возникновении Копривщицы нет. Зато конечно же  есть несколько легенд.


В одной легенде говорится о том, что здесь были прекрасные пастбища, рядом с которыми и поселилось одно семейство скотоводов. Так зародилось село, которое позже разраслось до города Копривщица.

По другой легенде город основали беженцы – потомки крупных купеческих семей. Среди них было три скотовода, которых звали Ламбо, Тороман и Арнаутин. От их имён и происходят сейчас название трёх районов Копривщицы: Тороман махала, Ламбовска махала и Арнаут махала.

С именем тоже не всё ясно. Приведу тут несколько версий.

По одной, т.к. в этом регионе соединяется много речушек получается “куп речици”. По другой версии, т.к. в регионе растёт много крапивы, т.е. копривы, город и назвали в честь жалящего растения.

И ещё одна версия, которая вряд ли льстит жителям города: основным занятием жителей тут было скотоводство. А скот как известно даёт навоз или по-гречески “копрос”. Так и получилась Копривщица.

За свою историю три раза город был сожжен и разграблен разбойниками в 1793, 1804 и 1809 годах, но жители не опускали рук и восстанавливали его снова и снова.

Гуляя по улицам Копривщицы можно понять , как  раньше строились и как выглядели города в Болгарии.

Здесь до сих пор отлично сохранились и квартальная структура и система улиц. Город состоит из пяти кварталов :Ламбовска махала, Средна махала, Тороман махала, Бяло камъне и Арнаут махала. Махала – это и есть район, квартал.

Квартал занимал большую территорию и состоял из больших дворов, прилепленных друг к другу. Часто дворы имели неправельную форму, были огорожены высокими заборами (дуварами). В дуварах соседних домов были маленькие калиточки, через которые соседи ходили друг к другу в гости.

Климат и земли в регионе не располагают к земледелию. Местные жители даже шутят, что лета здесь всего 3 дня, и если напьёшься, то и их пропустишь. Поэтому основным занятием жителей Копривщицы было скотоводство и смежные с ним области.

Чтобы понять, чем жила Копривщица, нужно понять чем же занимались жители города.  Поэтому расскажу немного о “профессиях”, которые были востребованы в Копривщице. Как мы все знаем Болгария долго находилась под властью Османской империи, поэтому и промыслы были специфические.

Вот три занятия, который давали наибольший доход жителям Копривщицы.

  • Поставка скота в крупные города, армию и т.д. Соответственно джелепин (тур. сеlер, от араб. gelep – отводить, доставлять) – человек, который этим занимается, а взамен осовобождается от некоторых налгов. В основном это крупные владельцы скота.
  • Перекупка налога беглик, и занимался этим беглекчия.  Беглик – это налог на овечьи и козьи стада в Османской империи. Сначала его собирали натурой, позже деньгами. Налог существовал и после освобождения. В 16-17 веках этим занимались в основном турки, а в 19в на европейской територии Османской империи этим стали заниматься болгары. Беглекчии становятся одними из самых богатых людей и обладают большим влиянием.
  • Производство толстого шерстяного материала аба, которое по-другому нахывается абаджийством, а сам мастер  – абаджия. Иногда в понятие абаджийство входит и шитьё вещей из этого материала.

От того, какой именно “бизнес” приносил семье доход зависил и цвет дома. Джелепчии красили дома в жёлтый цвет, беглекчии в синий, оранжево-кирпичные стены показывали, что в доме живут абаджии. Многие старые дома до сих пор сохранили свою боевую раскраску. Новые тоже красят в красивые яркие цвета.

Какой же красавец!

Тепавица – деревянное корыто с водой и тяжелыми молотами, в которую шерстяные или хлопковые ткани погружали для придания им выносливости. Их использовали на завершающем этапе производства вещей. Сейчас их используют для стирки.

А вот один и тот же дом с различных сторон. Цвет у него действительно такой насыщенный!

Невысокие домики в центре Копривщицы.

Копривщица была очень богатым городом в середине 19 века. Большой объём капитала давал жителям и бОльшую свободу. Здесь начали появляться первые школы, храмы и другие культурные институты. Копривщица стала одинм из центров болгарского возраждения.

Отдельного внимания заслуживают Копривщинские чешми.
Я не могу адекватно перевести это слово на русский. Чешма это облагороженный источник, из которого можно утолить жажду. Они встречаются во всех городах Болгарии. Википедия говорит, что в Копривщице их более 40! Многие не работают, но всё равно являются значимыми объктами для городка.

Возможно самая древняя – Керековата чешма  1751 г.

Чалъкова или цыганская чешма. Сооружена в 1840г, отремонтирована в 1930.

Пеева чашма 1826 г.

А вот более современная чешма в память о почётном гражданине и создателе местного водопровода Рашко Маджарове.

Начало 20-го века. Чешма, встроенная в ограду климатического санатория. Тут плохо видно, но там большая цапля (или аист)  кормит маленьких цапель какой-то змеёй.

В середине 20-го века Копривщицу обявляют городом-музеем, что определяет её дальнейшее развитие.

В следующих постах рассказ о музеях и об уроженцах Копривщицы, много давших Болгарии и миру.