На самом деле я собиралась написать про прекрасный дом в центре Казанлыка, но как было не рассказать владельцев?
История вышла очень занимательная, а про дом будет позже:)
История города Казанлык сильно связана с именами четырех самых успешных торговцев розовым маслом середины 19 века. Их звали Димитро Попазоглу, Петко Орозов, Кынчо Шипков и Христо Христов. Они смогли превзойти европейских производителей, выйти на американский рынок и оставить заметный след в истории города. Вот эти прекрасные усатые мужчины:
Шёл 1827 год. Уроженец села Шипка Кынчо Пеев остался сиротой в 10 лет. И ему пришлось искать работу в городе. Он был ещё ребёнком, поэтому не мог конкурировать со взрослыми работниками и часто оставался без денег. Тогда он обходил небольшие магазины и просил хотя бы о куске хлеба.
До 14 лет у него не было дома, и он спал , где придётся. Только в 15 лет он находит постоянную работу в одной из лавок. К тому времени его уже звали Кынчо Шипков, по названию родного села. Из разговоров вокруг он понимает, что в Царьграде (Стамбуле, но я и дальше буду писать Царьград) розовое масло стоит намного дороже, чем западные торговцы покупают его а Казанлыке.
Тогда Кънчо собрал все свои сбережения и попросил в долг у своего работодателя. Работодатель решил сначала проверить честность юноши: подкинул алтын в кучу мусора в лавке. Убираясь Кънчо нашёл монету и на следующее утро вернул хозяину. После ещё нескольких таких проверок чорбаджи выделил-таки денег Кынчо. С деньгами Кънчо отправился в самое отдаленное казанлъкское село и по выгодной цене купил чистейшее розовое масло всего около десяти мускалов (1 мускал традиционно 4.9844 гр, но может быть и 1-3).
Пешком он дошел до Цариграда, где продал масло в западные канторы “Имсен” и “Каселман” в шесть раз дороже.
Получив деньги Шипков останавливается не на постоялом дворе, а за мечетью Йени, что у Галатского моста, где была ночлежка для бедных.
Четыре года подряд Кынчо ходил пешком в Цариград и каждый год продавал всё больше и больше розового масла. Расстояние около 500 км Кынчо проходил босиком, обувь он надевал только на входе в города, чтобы его не принимали за разбойника. Только на четвёртый год он покупает себе коня.
В 1840-ом году Шипков основывает торговый дом.
Общаяся с покупателями в различных конторах Цариграда Кънчо понял, что для того, чтобы достичь успеха необходимо знать иностранные языки и тонкости ведения торговли. Поэтому годы спустя он доверяет управление фирмой старшему сыну Петру, а младшего Тодора отправляет учиться в лучшее учебное заведение Османской империи Роберт колледж в Царьграде. После окончания колледжа Тодор по настоянию отца остаётся там, его приглашают на должность преподавателя в колледж и там он заводит много полезных знакомств с английскими и американскими торговцами.
Три года спустя в 1884 году Тодор отправляется с экскурсией учителей и посещает Швейцарию, Францию и Англию. Это было второй частью плана: встреча с Европой, изучение порядков европейцев, понимания ритма и размаха торговли на Западе. А уже через два года Тодор совершит одну из самых масштабных сделок по торговле розовым маслом в мире.
В 1885 году Тодор возвращается в Казанлък и две недели изучает все дела фирмы. Он проверяет бухгалтерские книги, изучает количество и качество всех запасов розового масла, разговаривает со старшим братом о делах фирмы.
Дела обстояли так:
Из всего этого он делает несколько наблюдений.
Во-первых объемы фальсификации розового масла росли. Это было опасно тем, что в последующие годы доверие западных покупателей к болгарскому розовому масле могло сильно упасть. Поэтому выход на западные рынки должен был быть произведен с самым качественным продуктом.
Во-вторых, после объединения Болгарии осенью 1885 года отношения между Болгарией и Турцией сильно испортились, что привело и к ослаблению торговых связей. Таким образом осенью 1886 года царьградские фирмы не смогут удовлетворить растущий спрос европейского рынка на розовое масло и будут приносить в жертву качество продукта.
Летом 1886 года Тодор убеждает отца и брата собирать только самое качественное масло и одновременно очистить и улучшить качество уже имеющегося на складах масла. В сентябре они отправляют в Лондон 14 000 мускалов масла. За пол месяца Тодору удаестся подать 9 000 мускалов по очень выгодной цене. Дальше он едет в Нью Йорк и продаёт 4 000 мускалов масла по невиданной в те времена цене. Специалисты оценили масло, продаваемое Шипковыми на 6 звезд. Двери американского рынка были открыты для них открыты.
Пока Пётр занимался делами на родине и заведовал производством уже в шести огромных розоварнях, Тодор 37 раз переплывал океан распространяя по обоим берегам розовое масло дома Шипковых. Объемы продаж росли, как и слава Болгарии – страны производительницы.
Объемы продаж были просто ошеломительными. Они экспортировали 2/3 всего болгарского розового масла. Хочу заметить, что в те времена 1г масла стоил столько же сколько 1 г золота.
В 1889г на всемирной выставки в Париже Шипковы подготовили стенд с 19 видами розового масла из различных областей: 6 из Казанлыкской, 4 из Карловской и др. На выставке в Чикаго в 1893 году они представляют уже 51 вид масла. Хрустальные флаконы с маслом были выставлены в красиовм деревянном павильоне.
Тот самый павильон.
На обеих этих выставкая, а также на выставке в Антверпене в 1894 году они получают золотые медали.
Офисы торгового дома открываются по всему миру: Париж, Лондон, Нью-йорк, Брюссель, Филадельфия и др.
Тем временем Петр Шипков становится депутатом пятого Великого Народного Собрания (аналог гос. думы). На нём , например, титул Князь заменили на Царь для болгарских монархов и расширили полнамочия манарха в вопросах внешней политики. Петр Шипковгде-то на этой фотографии:
Основатель предприятия Кънчо Шипков дожил до этих прекрасных дней расцвета.
В своём завещании он написал: ” деньги – могущественная сила, и они могут озлобить самую благоородную человеческую душу. И если хочешь спастись от такой участи есть только один способ: соблюдать законы своего города и исполнять заповеди Бога”. И это были не пустые слова для него.
При распределении доходов сначала выделялась часть на благотворительность: сиротский дом, церковь, мечеть(!!! в Казанлыке было много турков, а ведь и они подавали Кынчо в его беспризорном детстве). И только деньги, оставшиеся после благотворительности Кънчо делил между сыновьями.
На пожертвования его внука, тоже Кънчо Шипкова, строят первый в городе родильный дом.
П.с.
В 1944 году Болгария перестала быть царством. На смену пришли комунисты и с 1945 по 1947 национализировали всю семейную собственность: дома, розоварни, офисы. Одного из внуков Кънчо Шипкова выгоняют буквально на улицу. Однажды утром его находят умершим от холода на складе для угля.
Часть 2. Про дом, который построил Петр Шипков.
Источники:
дом-музей ShipkoffHouse и гуглопоиск.