Копривщица. Прогулка по музеям.

После небольшого перерыва я продолжаю рассказы о Копривщице.
В этом посте мы пройдемся по тем музеям, которые связаны с выдающимися болгарами, родившимися там, с культурой городка, с его традициями.

Во втором посте про музеи будет рассказ об Апрельском восстании и связанными с ними музеями города.

Дом Лютова (Лютова къща).

Этот дом уникальные памятник болгарской возражденческой архитектуры. Она была построена в 1854 году пловдивским мастером для торговца крупным и мелким рогатым скотом  и сборщика налогов Стефана Топалова. Позже он продал её торговцу Петко Лютову, чьё имя дом носит сейчас.

Как это водится дом стоит во дворе, окруженном крепким каменным забором, который называется “дувар”, что по-турецки значит стена. В Болгарии же дувар – это именно ограда вокруг участка земли.

Немного деталей дома.

Зайдём внутрь.
Лютова къща во-первых, прекрасный памятник возражденской архитектуры, во-вторых, там находится экспозиция этнграфического музея.

Роспись, которую можно сейчас увидеть в доме сделана в 1860 году, скорее всего по заказу второго хозяина.

В полуподвальном этаже сейчас выставка традиционных Копривщенских ковров. Эти нетканые коврики, выполненные  шерсти. Их делали дома путем валяния  и раскрашивали натуральными красителями.

На втором этаже фонтанчик с розовой водой, который освежал воздух наверху. Восстановлена комната конца 19 века. Выставлены традиционный для Копривщицы предметы быта и одежды.

Вот один из экспонатов от желетки рукава рукава для рубашек. Они шились из более дорогой и тонкой ткани по сравнению с той из которой шилась сама рубашка. По манжету их украшали местным кружевами – кането. Рукава часто дарили на свадьбу.

А вот и само копривщенское кружево.
Кене (зарафлък, китка, кукла и др) изящное болгарское кружево, которое вышивалось простой иглой на ткани или сразу “в воздухе”. Иногда в основе был конский волос. Ширина таких кружев от 0.5 до 5 см. В основном их шили из натурального шелка, собственноручно обработанного и окрашенного.

Второй этнографический музей Копривщицы находитя в частной собственности с 2013 года, но тоже находится в потрясающем доме.

Дом ослекова (Ослекова къща).

Ума не приложу, как так получилось, что музей стал частным, – возможно наследники прежнего хозяина? И  опять с улицы дома за высоким забором и крепкими дверьми не видать.

А выглядит он потрясающе! Когда я вижу такие дома мне хочется их обнять и не отпускать. Мне хочется в них жить. Это не стокомнатные дворцы с холодными мраморными стенами, это теплые дома соразмерные человеку. В них хочется жить, творить, заводить семью.

Дом построен между 1853-1856 годами по заказу зажиточного бегликчия Ненчо Ослекова, который позже занялся абаджийством. В отличие от предыдущего он несимметричен и вытянут, таким уж оказался земельный участок.

Обратите внимание на колонны, поддерживающие второй этаж, они  из ливанского кедра. На фасаде изображены виды трёх городов Александрии, Каира и Цариграда – ведь именно с ними велась торговля.

Дом украшают росписи и снаружи и изнутри. Документы, рассказывающие о реставрации интригуют – вот это буйство красок.

И с обратной стороны нарисованы медальоны с видами.

И тут поселились ласточки. Удивительно, что их гнёзда не сбили – памятник архетиктуры как ни как.

Хозяева в основном жили на первом этаже в комнатах поскромнее.

Смотрите с какой заботой обрисован угол справа внизу.

Поднимемся на второй этаж. Здесь представлена та самая шерстяная ткань аба и одежда из неё.
За эту-то одежду Ненчо Ослекова и повесили турки , точнее за то, что он помогал одеждой участникам Апрельского восстания.

А вот и та самая одежда из шерстяной ткани аба.

Красивый резной деревянный потолок.

Росписи на стенах имитируют колонны.

Из большого зала двери ведут в три комнаты. Какая вам больше по душе: “синяя”, “красная”, “оранжевая” с первого этажа?

p.s.
нашла прекрасную статью на болгарской о том, как европейский суд по правам человека в 2009 году присудил выплатить наследникам собственника дома 93 тыс евро!! Там сложнаи история, но итог нам известен – дом теперь частная собственность.

Не уверенна, что следующий музей вызовет большой интерес, но не написать о нём не могу.
Это родной дом болгарского поэта Димчо Дебелянова.

Дом Димчо Дебелянова.

От Оселковой къщи поднимаемся вверх поулице и доходим до развилки. Сейчас нам направо в родной дом поэта Димчо Дебелянова. Ну, не совсем родной. Он был восстановлен в 1957 году, а сам музей открыли в 1958.

Димчо Дебелянов – болгарский поэт, который трагически погиб в возрасте 29 лет во время первой Мировой войны, на которую ушёл добровольцем. В 1931 году останки поэта перезахоронили в Копривщице.
В 2016 году будет как раз 100 лет с его смерти.

Памятник в честь поэта авторства Ивана Лазарова. При посещении Копривщицы он увидел бабушку Лилу Паралееву, которая потеряла мужа и сыновей в войнах. Она сидела у своего дома, подперев голову и задумавшись смотрела вдаль. Так родилась идея памятника. В 1934 году его установили на надгробии Дебелянова. Позже оригинал перенесли во двор его дома, а на могиле поставили копию.

Памятник во дворе дома.

На надгробии цитата “И в кротком забытье ждёт она, что придёт её дитя” из стихотворения поэта.

Копия памятника на могиле поэта.

Как и дворики остальных музеев этот очень милый и приятный. Экспозиция музея рассказывает о жизни поэта. Фотографии, немного личных вещей, звучат записи со стихами.

На территории кроме дома ещё одна небольшая постройка.

С балкона открывается красивый вид на город и окружающий его массив Средна гора.

Недалеко от дома находится ещё один памятник Димчо Дебелянову.

Храм Успения Пресвятой Богородицы

Недалеко так же находится красивый синий храм Успения Пресвятой Богородицы. Её колокольню видно издалека.

Как это обычно бывает на территории маленьких сельских храмов и церквушек там поистине спокойно и благодатно.

Храм построили в 1817 году, с разрешения султана.
Колокольню построили гораздо позже в 1896 году, на дарения Хаджи Ненчо Палавеева, о котором я уже писала.

У храма очень красивый, насыщенный синий цвет, в который покрашены и многие дома в городе. Это было сделано для того, чтобы она не выделялась и не была заметна издалека.

8 июля 1817 года – дата завершения строительства.

Во дворе стоят старинные могильные плиты и надгробия.

Разрушающийся параклис, использовавшийся во время рестоврации церкви.

Богатая могила мецената Ненчо Палавеева. Подробно о его жизни я писала тут.

Вернёмся в центр города и посетим музеи на другом берегу реки Тополица.

Дом братьев Каравеловых.

Имена братьев Петко и Любена Каравеловых известны на всю Болгарию.

Любен Каравелов был писателем и публицистом.
В 1857 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Позже активно учавствовал в революционной деятельности: издавал в Бухаресте газету “Свобода”, был избран председателем Болгарского революционного центрального комитета болгарских революционеров,
Произведения Каравелова “Болгары старого времени” и “Мамино Дитя” – считаются первыми болгарскими романами.

Петко Каравелов, младший из братьев, подался в политику. Жил в Москве. Сначала учился на историко-филологическом факультете, но через 3 года бросил это делои  успешко окончил юридический. Во время русско-турецкой войны – солдат в русской армии. Активно учавствовал в разработке первой после освобождения – Търновской конституции.

Трижды становился премьер-министром. Один год находился в должности мэра Пловдива.

По мнению болгарского политика и финансиста Атанаса Бурова, Петко Каравелов единственный болгарский политик, не укравший ни стотинки.

Сам музей состоит из нескольких построек: зимнего, летнего дома и хозяйственных помещений, самая старая из которых 1810 года.

В музее представлены личные вещи братьев, пердметы быта и т.д.
Один из ценнейших экспонатов – печатная машинка Любена Каравелова. На ней печатались революционные газеты под редакцией Каравелова и Ботева и первая болгарская конституция.

Недалеко находится школа имени Л. Каравелова и памятник ему.

Раз уж я упомянула школы расскажу и о нескольких Копривщенских музеях, посвящённых образованию в городе.

Дом-музей Яко Доросиев.

Сам Яко прославился тем, что был активным участником болгарской коммунистической партии: издавал подпольные газеты, учавствавал в полдрывной еятельности и т.д.
25 марта 1925 года был перехвачен и убит в перестрелке. Его смерть ускорила события и привела к терракту в соборе св. Недели.

А вот музей в его доме совсем мирный. Экспозиция, которая открылась в 2012 году посвящена образованию в Копривщице.

Вот так, например, выглядел классы взаимной школы, где старшие обучали младших.
Самые маленькие учились писать на песке, чуть постарше на восковых табличках и самые взрослые уже пером.

Среди экспонатов здесь и первый болгарский учебник “Рибен буквар”, который кроме собственно букваря включал в себя и истории, басни, примеры по арифметике и например сведения о диковинных животных: верблюдах, носорогах, дельифнах. Учебник составил и издав в 1824 году болгарский просветитель Пётр Берон. Почему же этот букварь рыбный? Всё просто – там в конце был нарисован кит, вот эта кличка за учебником и закрепилась.

А неделеко от центра города рядом находятся два кравивых, отреставрированных здания: школа и “дом культуры”. Или по-болгарски училище и читалище 🙂

Копривщенское читалище было основано в  1869 г. Оно и библиотека и дом культуры. Является действующим и сейчас. В 1908 году его переименовали в читалище им Х.Н.Д. Палавеева, о котором я уже упоминала не раз. Именно он дал деньги на строительство здания для читалища с театральным залом.

Рядом школа им св Кирилла и Мефодия. Одна из первых классных школ в Болгарии. Сейчас внутри находится музей, посвящённый ремёслам Копривщицы и образованию. В этот музей я к сожалению не успела – пришла как раз к закрытию. Есть повод вернуться..

Спасибо за внимание! В следующем рассказе Копривщица мятежная.

Все болгарские посты теперь и на карте. Ура!

Leave a Reply

Your email address will not be published.