Где снимали “Турецкий гамбит”

Фильм “Турецкий Гамбит”, вышедший на экраны в 2005 году, определенно был прорывом в отечественном экшн-кинематографе. Отличный материал – одноименный детектив Б.Акунина, потрясающий актерский состав, впечатляющие (даже сегодня) спецэффекты. По данным Кинопоиска фильм собрал кассу, окупившись четыре с половиной раза! За первые два дня проката фильм побил рекорд по сборам, ранее установленный “Ночным дозором”(вау!), а в кинотеатрах крутили рекордные тогда 364 копии фильма, напоминает нам архив сайта Лента.ру

А для меня это ещё и тот фильм, который я пересматриваю холодными зимними вечерами, скучая по солнечной Болгарии, где этот фильм и снимали. Помню, как ходила на него с мамой в кинотеатр “Горизонт” на Фрунзенской, когда он только-только вышел.

И вот несколько лет назад я задалась идеей опознать все опознаваемые локации съемок в фильме. С местами вроде гор и полей и сразу решила не заморачиваться, но нашла в сети информацию, что съемки велись в горном массиве Плана (Плана планина). В некоторых местах я уже была до того, как идея пришла мне в голову, поэтому идеального сопоставления кадров оттуда нет, а иногда даже пришлось воспользоваться гугл-панорамами, тк место не попало в объектив моего фотоаппарата. В какие-то места я поехала и искала специально, чтобы их запечатлеть. До каких-то мест я не успела доехать в 2020 из-за закрытых границ. А некоторые места я пока не узнала, когда это случится — я обязательно дополню этот пост. Кстати, можно помочь мне с этим в комментариях 😉

Легкий способ следить за обновлениями этого блога:
instagram, facebook, telegram 

Фильм существует в двух версиях: для кинотеатра 2 часа и для телепоказа: 4 серии по 50 минут, т.е. почти 3 часа. В ней больше экранного времени, значит и больше подробностей и локаций, поэтому я использовала её.

Ниже список всех моментов, которые я пыталась разгадать, со ссылками на конкретное место в посте.

ОСТОРОЖНО, ДАЛЬШЕ СПОЙЛЕРЫ!
Если вы, вдруг, ещё не видели этот фильм – посмотрите, а потом возвращайтесь изучать пост 🙂

  1. Вокзал в Унгенах, с которого Варя отправляется на войну
  2. Мост, на котором убивают офицера, а Фандорин сбегает из плена
  3. Дом губернатора Видина, в котором Анвар строит хитрые планы
  4. Механа, в которой встречаются Варя и Фандорин
  5. Отряд солдат занимает Плевну
  6. Сержанта Луца убивают в пещере
  7. Варя и де’Эвре едут на разведку в Плевну
  8. Компания из пресс-клуба едет в Бухарест развеяться
  9. Соболев в ставке императора: ему не выслали подмогу
  10. Варя выписывается из госпиталя
  11. Осман-паша “сдается” генералу Ганецкому
  12. Император отправляет Фандорина на задание, а Варю нет
  13. Банкет на вокзале в Едирне
  14. Поезд до Султан Капусе
  15. Улицы Султан Капусе
  16. Вокзал в Стамбуле
    Бонус 1. Побежденные. Панихида по убитым
    Бонус 2. Монстра

1. Вокзал в Унгенах, с которого Варя отправляется на войну

(музей транспорта в Русе)

В полнометражной версии фильма первое узнаваемое место в фильме – вокзал в Румынском городе, с которого отправляется в Болгарию отважная Варвара Андреевна. И этот вокзал играет в фильме музей транспорта в Русе. Раньше этот музей был первой жд-станцией в Болгарии первой ветки железной дороги – Русе – Варна.

С посещением этого музея произошло жуткий косяк – я проверила расписание работы музей, все рассчитала и приехала в Русе, в частности чтобы посетить музей. И именно в этот день там был внеочередной выходной день! Вы представляете? Пришлось ограничится фотографиями из-за ограды. Как-нибудь вернусь туда, чтобы и музей посмотреть и обогатить пост кадрами.
Назад к списку

2. Мост, на котором убивают офицера, а Фандорин сбегает из плена

(Каменный мост под Севлиево)

Из уже опознанных мною локаций эта оказалась самой сложной.
Мостов такого типа в Болгарии много. Я просто искала всевозможные списки старых мостов в Болгарии и сравнивала с фильмом в разных ракурсах. Что интересно в фильме мост находится в немного “разобранном” состоянии, это значило, что это не самый известный и ценный мост в стране, что затрудняло поиски.

Мост нашёлся под Севлиево, в местности Чакала и, оказалось, является памятником культуры местного значения. Добраться до него я не успела (в частности из-за закрытия границ 2020), поэтому пока будем довольствоваться фотографиями с гугл-панорам.

В 2009 году рядом с мостом начали строить что-то вроде асфальтового завода. И вот тут даже обнаружилась петиция против него, где одним из преимуществ местности и моста указывается съемка кассового фильма “Турецкий гамбит” и потенциальную возможность новых съемок, что теперь вряд ли произойдет, так как старинный мост “укрепили” и снабдили парапетом, которые ему совершенно не подходит.

Обратите внимание на второй паре фотографий на раздвоенное дерево. Хоть на панорамах и зима, оно хорошо узнаваемо.

Назад к списку

3. Дом губернатора Видина, в котором Анвар строит хитрые планы

(Дом Хиндлияна и дом Балабанова)

Дальше удачливый Эраст Петрович, зацепившись за карету Анвара, добирается до Видина, роль которого в фильме исполняет Пловдив.

Карета проезжает между двух домов перед Небет Тепе, останавливается у ворот дома Хиндлияна, высаживает пассажиров и снова проезжает между тех же домов.

B  сценах, где Фандорин перепрыгивает через забор и крадётся по двору, нам показывают дом Балабанова.


А вот сцены, где Эраст Петрович подглядывает за шахматной партией снимали одновременно в этих двух домах. Магия кино! Первые два кадра из дома Хиндлияна, а просторный зал – из дома Балабанова.

Интересно, что хоть эти два дома стоят рядом и выглядят возрожденским, один из них не совсем таким является. Дом Балабанова – был построен в начале 19 века торговцем и ростовщиком по имени Панайот Лампша, имя же дом получил по фамилии последнего хозяина – Луки Балабанова. Но в 1935 г. дом снесли и восстановили только в 1976-79 годах по фотографиям.

Виртуально погулять на по обоим домам и не только по ним можно тут.


Назад к списку


4. Механа, в которой встречаются Варя и Фандорин

(???)

И вот Фандорин и Варя встречаются в подозрительной механе. Варю бросает без гроша в кармане проводник, и Эраст Петрович так и быть помогает даме.

И вот первая локация в списке, которую я не разгадала.
Красная черепица, стены из каменной кладки, но дом во дворе оштукатурен белой краской. Где это?


Назад к списку


5. Отряд солдат занимает Плевну

(Боженци)

Тем временем небольшую группу солдат во главе с Кузьмичем отплавляют приглядеть за Плевной, улицы которой играют прекрасное село Боженци.
В первом кадре узнается силуэт колокольни.


Назад к списку

6. Сержанта Луца убивают в пещере

(Пещера Проходна)

Фандорин,  повторяя путь  шифровки, крадется за Луцем и оказывается  в необычной пещере с отверстиями в потолке в форме глаз, где становится свидетелем внеуставных отношений. Действие разворачивается в пещере Проходна, или, как её ещё называют в Болгарии “Глаза Господа”.

Пещера действительно очень необычная, красивая и, что немаловажно – легкодоступная! Пещера часто снимается в кино, например в отечественных фильмах “В поисках капитана Гранта” , “Он – Дракон”, и в голливудских боевиках, например “Хеллбой” (2019г). Подробно прочитать про эту пещеру, как туда добраться и посмотреть фотографии можно в этом моём посте.


Назад к списку



7. Варя и де’Эвре едут на разведку в Плевну

(Боженци)

Тем временем отчаянная Варя в компании французского журналиста едет в осажденную Плевну, но оказывается в Боженцах, как и во всех остальных сценах в Плевне.

Тут мне в приведении примеров немного помогли гугл-панорамы, так как Боженци я посетила до того, как мне пришла идея написать этот пост.


Назад к списку

8. Компания из пресс-клуба едет в Бухарест развеяться

(Театр Ивана Вазова + Центральный военный клуб)

Компания из пресс-клуба едет развеяться в Бухарест по приглашению графа Лукана. Они прибывают на прием в какое-то прекрасное место.

Мы видим как карета подъезжает в Гранд-отель Бухарест, а позже сверкающие залы с красивыми мраморными полами. И роль отеля играет главный столичный театр Ивана Вазова. Узнаваемые колонны, главного входа. И спасибо большое архитекторам за узнаваемые рисунок мрамора на полу. Внутри театра я не бывала, но на фото легко узнается зал.

А вот дальше Лукана вызывают на дуэль, и она проходит совсем в другом месте – на балконе Центрального Военного клуба. У меня почему-то не нашлось нормальной фотографии балкона, но он и тут отлично узнается.


Назад к списку


9. Соболев в ставке императора: ему не выслали подмогу

Очень эмоциональная сцена генерал Соболев кричит(!!!) на императора: тот не выслал вовремя подмогу.
И снова провал – я не смогла выяснить, где эта комната.
Большая комната, внутри стены покрашены в желтый цвет, потолок из деревянных досок, антикварная мебель, необычные шторы.
Похоже на комнату музея в доме эпохи болгарского возрождения.
Пловдив? Копривщица?


Назад к списку


10. Варя выписывается из госпиталя

(Белащенский монастырь)

Варя выписывается из госпиталя, который располагается в монастыре. Это место была на удивление легко опознать –Белащенский монастырь под Пловдивом. И я туда съездила в аж в 2016 году, чтобы сделать фотографии для этого рассказа. Больше фотографий монастыря и рассказ о нем в этом посте.

Опознать место съемок было легко благодаря заметному источнику.


Назад к списку


11. Осман-паша “сдается” генералу Ганецкому

(Боженци: информационный центр + дом Дончо Попа)

Генерал Ганецкий прихорашивается и ждет, пока к нему в придет Осман-паша, чтобы сдаться. И тут снова магия кино: внутри нам показывают музей Дончо Попова, а снаружи информационный центр на въезде в Боженци, и даже немного влезло окошко выставочного зала “Старото школо”.

Дом Дончо Попова было построен аж в 1826 году и сейчас это дом-музей. Удивительно, как там разрешили снимать такую насыщеную сцену с борьбой и выстрелами. Узнается комната с очагом и узор на резных дверях. У меня не было фотографий именно этой комнаты, и идеальное для я нашла на фейсбуке – на странице МАИР Боженци, но они мне так и не ответили можно ли его использовать в посте, поэтому оставлю в виде принтскрина фейсбука 🙁
(Если они мне ответят сделаю, как скажут)


Назад к списку

12. Император отправляет Фандорина на задание, а Варю нет

(Боженци + ??)

И вот снова мы, в этот раз в Варей и Фандориным, оказываемся в ставке императора. И снова я её не узнаю. Снаружи  ставку изображают Боженци, а внутри всё та же неопознанная комната, что и в пункте 9


Назад к списку


13. Банкет на вокзал в Едирне

(музей транспорта в Русе)

И вот война наконец-то сдвинулысь с мертвой точки: взяты Плевен и пройдена Шипка, войска дошли до городка Едирне (сейчас Одрин).

На вокзале командование во главе с генералом Соболевым и в сопровождении пресс-клуба праздную победу в ресторане у вокзала.

На заднем фоне видно голубой нарядный вагон-салон № 1 „Султание”, 1866 г. года производства из коллекции ЖД-музея в Русе.

С банкетным залом было чуть сложнее, но на самом деле это тот же музей. У меня фото этого зала снаружи. Расстекловка больших окон совпадает. Но они не витражи, как в фильме, скажете вы. Почти. Если зайти на страницу музея в википедии, там на фотографии 2005 года видно остатки этих “витражей” на одном из окон.


Назад к списку

14. Поезд до Султан Капусе

Вообще, кажется, сцены в этом поезде один из эпичных киноляпов, для знатоков баолгарской монархии.
Монограмма Ф1, принадлежала Фердинанду 1 —  князю Болгарии с 7 июля 1887 года, позже ставшему царём Болгарии с 1908 года по 1918 года. Вагон был произведен в тогда немецком городе Бреслау (ныне Вроцлав) в 1894 году, т.е. через 6 лет после событий фильма 🙂


Назад к списку

15. Улицы Султан Капусе

(Пловдив)

И вот вся честная компания идет по экзотическим улочкам городка Султан Капусэ. И в кадре моя любимаю улица Стръмна в Пловдиве, она находится за Этнографическим музеем.
Спустившись по улице проникают в банк. Большой белый дом официально находится на параллельной улице Цанко Лавренов. Это дом “Иван Черноземски” .

Утром прибывает Фандорин торопится в банк со стороны улицы Петко Р. Славейков.

И если с улицами всё ясно, то с вот с внутренними помещениями не до конца.


Назад к списку

Определить внутренние помещения сложнее. Позолоченные капители пилястр, ниши, деревянный декор стен. Возможно это все тот же дом Ивана Черноземски? Сейчас в нем находится офис организации “Бизнес для Пловдива”, они недавно там сделали ремонт – я просмотрела фоторепортажи у них на сайте – похожего помещения не нашла 🙁

16. Вокзал в Стамбуле

(Стамбул + музей транспорта в Русе)

Сцена прощания начинается в Стамбуле, узнается силуэт Новой Мечети, а дальше за плечом Фандорина узнаем мечеть Сулеймание и башня Беязыт. А дальше мы снова видем знакомый нам музей в Русе и поезда из его коллекции. Получается что Стамбул – это единственная локация, которая сыграла сама себя 🙂


Назад к списку


Бонус 1. Побежденные. Панихида по убитым

Вы наверняка тоже замечали этот прекрасный оммаж на картину Верещагина, но на всякий случай зафиксирую.

Верещагин отправился на войну добровольцем и был свидетелем штурма Плевны и обороны Шипкинского перевала, которые после запечатлел в своих картинах.

Я ездил в Телиш, чтобы взглянуть на то место, где пали наши егеря. Отклонившись от шоссе влево, я выехал на ровное место, покрытое высокой сухой травой, в которой на первый взгляд ничего не было видно. Погода была закрытая, пасмурная, неприветливая, и на темном фоне туч две фигуры, ярко вырисовывавшиеся, привлекали мое внимание: то были священник и причетник из солдат, совершавшие… панихиду. Только подойдя совсем близко, я разобрал, по ком совершалась панихида: в траве виднелось несколько голов наших солдат, очевидно отрезанных турками; (…) батюшка и причетник обратили мое внимание на множество маленьких бугорков, разбросанных кругом нас; (…) Видно было, что тела были почти наскоро забросаны землей, только чтобы скрыть следы

В.Верещагин

Известный художник и критик Александр Бенуа много лет спустя вспоминал, какое сильное впечатление на него произвела эта картина, когда он, будучи ребенком, оказался на петербургской выставке Верещагина в 1880 г.: «Таких картин никто из бывших на войне тогда не рисовал». Театральный режиссер Владимир Немирович-Данченко так описывает реакцию зрителей, впервые увидевших «Панихиду»: «Толпа и не восторгалась, и не злобилась. В ней царствовало то благоговейное молчание, какое охватывает над могилой, куда спускают гроб друга или брата».

Больше про Балканскую серию Верещагина можно почитать в блоге Третьяковской галереи, где я её и взяла: тут и тут


Назад к списку

Бонус 2. Монстра.

Помните, самоходную монстру – локомобиль, гениального механика Мити Гриднева ?
Так вот она сейчас находится в музее ЖД транспорта в Русе 🙂


Назад к списку

Кстати, для тех кто хочет пересмотреть сериал, это можно сделать на ютуб-канале Первого канала 🙂

http://www.videoclip.bg/playlist/12892 – а вот здесь мне вообще попалась версия с болгарскими субтитрами!

Фильм о событиях той войны с Борисом Акуниным и Леонидом Парфеновым:

Фильм о съемках фильма:

One thought on “Где снимали “Турецкий гамбит”

Leave a Reply

Your email address will not be published.